Макаров А. М. Классические идеи в свете новых открытий // Принципы экологии. 2016. № 4. С. 90–92. DOI: 10.15393/j1.art.2016.5922

Выпуск № 4

Синопсис

pdf-версия статьи

Классические идеи в свете новых открытий

Макаров
   Александр Михайлович
д. б. н., Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, a.makarov@karelia.ru
Получена: 03 ноября 2016 года
Подписана к печати: 07 ноября 2016 года

Может быть, странно писать о книге, которая вышла уже вторым тиражом? А может быть, именно о такой книге и нужно писать: второй тираж для научного издания в наше время – явление совершенно необычное. Известные специалисты в области теории эволюции Александр Владимирович Марков и Елена Борисовна Наймарк создали крайне своеобразное произведение. Это не монография и не учебник. Вроде бы, эта книга должна считаться научно-популярной, но явно не для всех, а скорее для специалистов-биологов. Представляется, что эта книга при внешне популярной форме, по сути, является логичным и последовательным аналитическим обзором исследований последнего времени в области теории эволюции, которые вместе отражают современное состояние науки.

Авторы показывают на анализируемых работах (со ссылками и списком литературы), что эволюционные изменения вполне наблюдаемы. Более того, возможна и реальна постановка экспериментальных работ, которые демонстрируют, как идет отбор и изменение генотипов и фенотипов, как работает дрейф генов и преобразуются лабораторные и естественные группировки организмов. При этом не требуется тысячелетних наблюдений – исследования укладываются во вполне реальные сроки. Возможность анализа геномов сделала доказанными процессы, которые раньше выглядели скорее умозрительными.

Эволюционные изменения рассматриваются на совершенно разных объектах: здесь эволюция белков и геномов, вирусов и прокариот, простейших и многоклеточных. Анализируемые вопросы условно можно разделить на два направления: экспериментальные работы, моделирующие на живых организмах эволюционные процессы, и новые природные данные, доказывающие или меняющие наши представления об эволюции и изменении отдельных групп организмов или их органов.

Книга будет интересна всем биологам, поскольку позволяет выйти за рамки собственных исследований и посмотреть на общую картину эволюционного изменения живого.

Библиография

Марков А., Наймарк Е. Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий . М.: АСТ: Corpus, 2016. 656 с. (первое издание – 2014).

Просмотров: 3847; Скачиваний: 912;