Тема ошибок в научно-популярных публикациях о природе не может исчезнуть и потерять актуальность, поскольку каждый год появляются книги, которые в той или иной степени насыщены научными и ненаучными ляпами. Впрочем, давно известно, что книг без ошибок не бывает.
В 2015 г. мне в руки попала красочная, богато иллюстрированная книга, на обложке которой в числе прочих я узнал одну свою фотографию летящей скопы. Книга была издана в 2011 г., а ко мне – автору 22 напечатанных в ней фотографий – попала чисто случайно. Внимательное пролистывание этого издания повергло в серьезное изумление.
Книга издана по заказу Министерства природных ресурсов Амурской области, предваряется приветственным словом губернатора Амурской области того времени О. Н. Кожемяко, имеет хороший дизайн и прекрасную полиграфию. В альбоме 134 страницы мелованной бумаги, на которых помимо фотографий представлена разнообразная информация по истории региона, палеонтологии, ООПТ региона, а также Амурскому филиалу Ботанического сада-института ДВО РАН. Вполне добротно сделаны разделы о трех заповедниках Амурской области: Зейском, Норском и Хинганском, если не обращать внимания на некоторую скупость подписей к фотографиям (некоторые не подписаны). А вот раздел, посвященный заказникам, поверг в шок. Особенно досталось некоторым моим фотографиям, вернее, подписям к ним... На стр. 64 помещен мой хохлатый осоед Pernis ptilorhyncus и снабжен подписью «Ястреб». На странице 90 фотография желны Dryocopus martius или черного дятла подписана просто, но со вкусом – «Дятел», ниже расположена фотография взлетающей хохлатой чернети Aythya fuligula, которая подписана еще проще – «Утка». Наверное, создатели книги, делая такие подписи, готовились дать ответ на возмущенные вопросы читателей в стиле: «Пусть бросит в меня камень тот, кто скажет, что это не утка/дятел!» Наверное, нужно благодарить судьбу, что под фото не красуется подпись – птица… О том, что в Амурской области теоретически может быть встречено 9 видов дятлов и порядка 25 видов уток и читатель вправе знать, кого он видит перед собой, творцы книги как-то не подумали. Однако листаем дальше – на странице 96 снова два моих фото украшены лаконичными подписями: дальневосточный кроншнеп Numenius madagascariensis поименован как «Кроншнеп», а клоктун Anas formosa обозначен уже знакомой подписью «Утка». Оба вида внесены в Красные книги России и Амурской области, и вроде бы вдвойне обязаны быть подписаны как должно, но – увы.
Пожалуй, наиболее солидно сделан небольшой – на 6 страниц – раздел ботанического сада ДВО РАН, только здесь появляются полные подписи к фото с русскими и латинскими названиями растений. Чувствуется, что ботаники сада его проверили.
В конце книги имеется список научных редакторов-консультантов, который насчитывает 18 фамилий. Когда я обнаружил в отделе экологического просвещения Норского заповедника данный альбом, один из указанных консультантов – кандидат биологических наук Н. Н. Колобаев – находился в соседней комнате. Когда я предъявил ему обнаруженную захватывающую книгу и поинтересовался о причинах возникновения таких перлов, он удивился не меньше меня, сказал, что книгу видит впервые, и позвонил другому «консультанту» из списка, оказалось, что и тот ничего не знает про этот «шедевр». Получается, что их записали в качестве свадебных генералов, для солидности, а для консультаций, видимо, времени не хватило. Так же и со мной могли бы проконсультироваться. Остается только поблагодарить, что я указан в качестве безликого автора фотографий, а не как научный консультант.
Как такое могло случиться? А очень просто: я постоянно сотрудничаю с Норским заповедником, и после очередной экспедиции по его территории оставляю, для научных и эколого-просветительских целей, весь отснятый материал. Когда в заповедник поступил министерский приказ о подготовке фотоальбома, отдел экологического просвещения отправил информацию о заповеднике и щедро снабдил ее имеющимися в распоряжении фотографиями. А остальное на совести создателей альбома.
Тираж альбома 2000 экземпляров, он, бесспорно, разошелся по школам региона для просвещения учителей, школьников, любителей природы…
В этой истории восхищает то, что подобные альбомы выпрыгивают как черт из табакерки, наверное, для того, чтобы читатель участвовал в конкурсе – кто больше найдет ошибок, а добротно сделанные иллюстрированные книги сплошь и рядом лежат в столах и компьютерах, поскольку нет денег на их издание.
Еще мне почему-то кажется, что в старые времена, когда в заповедниках не было отделов экопросвещения и просвещением населения занимались научные отделы, подобного не случалось, и неведомые фотографии в руки несведущих издателей не попадали.
Библиография
Приамурье. Из глубин Прошлого, по течению Настоящего, к горизонту Будущего. Благовещенск: Студия «АРТикль», 2011. 134 с.