Оленина Т. Ю. Перспективы развития права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком // Принципы экологии. 2018. № 2. С. 103–107. DOI: 10.15393/j1.art.2018.7302


Выпуск № 2

Оригинальные исследования

pdf-версия статьи

342.9

Перспективы развития права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком

Оленина
   Татьяна Юрьевна
кандидат юридических наук, Петрозаводский государственный университет, Северный институт (филиал) в г. Петрозаводске Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции», г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33; наб. Онежской фл., 51, tyolenina@mail.ru
Ключевые слова:
право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком
лесной участок
лесное законодательство
Лесной кодекс
вещное право
Оцените статью:

2     0     1
Аннотация: Написание статьи обусловлено необходимостью актуализации совершенствования лесного законодательства России в части правового регулирования права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Проблему составляет тот факт, что тема практически не исследована современной юридической наукой. В развитие идей устойчивого развития было введено новое право для юридических лиц – постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Целью работы является определение правовых основ права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Объектом исследования выступает право юридических лиц постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Методы получения данных: современные общенаучные и специально юридические методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, функциональный, формально-юридический метод, который состоит в определении юридических понятий, выявлении их признаков, социологический, анализа документов, исследования по лесному праву и другие. Новизну исследования составляет тот факт, что многие вопросы автором подвергнуты основательному научному анализу впервые и исследованы весьма детально. Действующее российское законодательство абсолютно не систематизировано в рассматриваемой сфере, а правоприменительная практика не очень распространена. В современных условиях с действующим российским законодательством в праве постоянного (бессрочного) пользования лесным участком нет никакой необходимости, и более оптимальным будет упразднить нормы о нем из лесного законодательства. Уже существующее право необходимо переоформить в договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений. Юридическим лицам, которым сейчас предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, в дальнейшем при переходе на договорную основу необходимо законодательно предусмотреть льготы по платежам или вообще освободить от их уплаты.

© Петрозаводский государственный университет

Рецензент: Д. В. Козлов
Рецензент: Л. В. Павлова
Получена: 18 декабря 2017 года
Подписана к печати: 25 июня 2018 года

Введение

Тема практически не изучена современной юридической наукой. Объектом исследования выступает право юридических лиц постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Актуальность исследования составляет постоянная модернизация лесного законодательства России. Цель исследования: определить правовые основы права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Задачи исследования: определить нормы земельного, гражданского, лесного и иного законодательства, распространяющиеся на право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, сделать их анализ и предложения по их совершенствованию. Результаты: предложения по совершенствованию законодательства. Новизну исследования составляет тот факт, что многие вопросы автором подвергнуты основательному научному анализу впервые и исследованы весьма детально.


Материалы

Обзор действующего законодательства с использованием СПС «Консультант плюс» и современной литературы по теме исследования в декабре 2017 года.


Методы

Методы получения данных: современные общенаучные и специально юридические методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, функциональный, формально-юридический метод, который состоит в определении юридических понятий, выявлении их признаков, социологический, анализа документов, исследования по лесному праву и другие.


Результаты

В современных условиях с действующим российским законодательством в праве постоянного (бессрочного) пользования лесным участком нет никакой необходимости, и более оптимальным будет даже не систематизировать нормы о нем, а вообще упразднить их из лесного законодательства. Тем самым новое право возникать не будет, а уже существующее необходимо переоформить в договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений. Юридическим лицам, которым сейчас предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, в дальнейшем при переходе на договорную основу необходимо законодательно предусмотреть льготы по платежам или вообще освободить от их уплаты.

В развитие идей устойчивого развития (Абанина, 2016) ЛК РФ 2006 г. ввел новое право для юридических лиц (далее по тексту – пользователи) – постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (согласно части 2 статьи 71 ЛК РФ 2006 г.). При этом применяются нормы ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ 2006 г. (часть 5 статьи 71).

Рассматриваемое право возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено ЛК РФ (статья 9 ЛК РФ 2006 г.).

Согласно статье 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является вещным правом.

В ЗК РФ, в частности, одна статья посвящена постоянному (бессрочному) пользованию земельным участком – 39.9, в которой предусматривается, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в указанное пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Кроме того, в ЗК РФ уточняется, кому именно предоставляются земельные участки исключительно, то есть кто может быть пользователем:

1) органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2) государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные);

3) казенные предприятия;

4) центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Необходимо отметить, что, исходя из данного перечня, иностранные юридические лица не могут быть пользователями.

ЛК РФ 2006 г., в свою очередь, определяет, для каких целей лесной участок передается в постоянное (бессрочное) пользование:

– заготовки древесины федеральными государственными учреждениями (часть 1 статьи 29.1);

– выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) лесные участки предоставляются  государственным учреждениям, муниципальным учреждениям (часть 3 статьи 39.1);

– осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям (часть 2 статьи 40);

– осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям (часть 4 статьи 41);

– переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями (часть 2.1 статьи 46).

Иные цели не предусматриваются, поэтому можно предположить, что перечень закрытый.

ЛК РФ 2006 г. не регламентирует необходимость подачи заявления заинтересованным юридическим лицом о предоставлении ему лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Между тем административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (далее – регламент) определяются необходимые документы, к которым относятся:

1) заявление о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя.

Порядок передачи лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется следующим образом. Уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления принимают решение о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования (часть 1 статьи 71 ЛК РФ 2006 г.), представляют эту информацию в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (части 6 и 12 статьи 50.6 ЛК РФ 2006 г.).

В ЛК РФ 2006 г. также ничего не говорится о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, но по части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Аналогичная норма есть и в части 1 статьи 131 ГК РФ, где еще и уточняется, что регистрации подлежит в том числе право постоянного пользования.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы от Российской Федерации полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, а также принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования (пункт 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ 2006 г.).

Исходя из анализа норм ЛК РФ 2006 г. можно выделить обязанности пользователей:

  • составление проекта освоения лесов (статья 88);
  • выполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (часть 2 статьи 24);
  • ежегодно подавать лесную декларацию в уполномоченные органы (часть 2 статьи 26);
  • осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1);
  • осуществлять мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках на основании проекта освоения лесов (часть 2 статьи 60.7).

ЛК РФ 2006 г. в ряде норм предусматривает возможности принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком за невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (часть 2 статьи 24), в особенностях:

– в части охраны лесов от пожаров (часть 8 статьи 51),

– в части защиты лесов (часть 5 статьи 60.1).

– в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (часть 5 статьи 60.12).

– в части воспроизводства лесов (статья 61).

Кроме того, ЛК РФ 2006 г. умалчивает о платежах за право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Частью 2 статьи 94 ЛК РФ предусмотрено 2 вида платежей: арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Стало быть, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком бесплатно.

В ЛК РФ 2006 г. не оговариваются сроки использования лесного участка, но это и не удивительно, так как данное право бессрочно, то есть срок заранее не оговаривается, между тем регламентом определяется, что данные сроки должны указываться в заявлении о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. 


Заключение

Действующее российское законодательство абсолютно не систематизировано. Нормы хаотично разбросаны по ЛК РФ 2006 г., что приводит к сложностям в их применении. В связи с этим предлагается данные нормы объединить в одном разделе ЛК РФ 2006 г. по примеру, изложенному в данной работе выше в связи с мнением ученых о необходимости систематизации экологического законодательства (Максимов, 2014).

Правоприменительная практика не очень распространена. Так, в Ленинградской области достаточно активно выделяются лесные участки пользователям на праве постоянного (бессрочного) пользования, а в большинстве субъектов РФ таковое вообще отсутствует.

На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что в современных условиях с действующим российским законодательством в праве постоянного (бессрочного) пользования лесным участком нет никакой необходимости и более оптимальным будет даже не систематизировать нормы о нем, а вообще упразднить их из лесного законодательства. Тем самым новое право возникать не будет, а уже существующее необходимо переоформить в договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений. Юридическим лицам, которым сейчас предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, в дальнейшем при переходе на договорную основу необходимо законодательно предусмотреть льготы по платежам или вообще освободить от их уплаты.


Библиография

Абанина Е. Н. Идеи устойчивого развития в российском лесном законодательстве: терминология, правовое закрепление, реализация // Евразийский юридический журнал. 2016. № 10 (101). С. 206–209.

Максимов А. А. К вопросу о систематизации природоресурсного и экологического законодательства в России: конституционно-правовой аспект // Самые актуальные проблемы земельного и лесного законодательства: Сборник статей междунар. научно-практ. конф. / Отв. ред. Т. Ю. Оленина. Петрозаводск, 2014. С. 75–79.


Просмотров: 4069; Скачиваний: 989;