В 2000 г. в России произошло разрушение системы государственной охраны природы – был упразднен федеральный орган Государственный комитет по экологии Российской Федерации. Это привело к передаче функций по охране природы сначала в непрофильные ведомства, а затем и вовсе в оппозиционное ведомство – в Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Этот федеральный орган и его региональные аналоги ответственны за использование природы и, соответственно, полностью подчинены идее ее освоения.
Вследствие этого снизился государственный интерес к выявлению и сохранению ценных природных территорий. В свою очередь, это не стимулировало ни развитие методов исследования в области охраны природы, ни сами исследования.
В то же время при планировании как хозяйственной, так и природоохранной деятельности требуется соблюдать достаточно развитое российское природоохранное законодательство. Еще более обозначилась востребованность в конкретных картографических материалах с точными привязками нахождения ценных природных территорий (редких экосистем, местообитаний видов, внесенных в Красные книги, и т. п.).
Обращение к многолетнему опыту и собранным данным функционирующих академических институтов и университетов красноречиво показало ограниченную возможность использования результатов многочисленных фундаментальных исследований в практическом природоохранном и хозяйственном планировании. Связано это с целями и методиками традиционного сбора данных (например, о «краснокнижных» видах и ценных природных территориях), поскольку они, в подавляющем большинстве, не имели точной географической привязки, необходимой для принятия управленческих решений. Это критически ограничивало возможность использования накопленных данных при планировании мероприятий по охране природы и природопользованию.
В то же время требование современного природоохранного законодательства и планирование использования территории (например, под лесозаготовку) требует точности нахождения объекта до нескольких гектар. Связано это, в частности, с отводом в рубку лесосек на повыдельном уровне (в условиях Карелии выдел может иметь площадь 2–4 га). Кроме этого, в обосновании создаваемых особо охраняемых природных территорий требуется доказать, почему граница проходит по данной квартальной просеке, по границе данного водного объекта или по границе данного выдела, а не в 10–100 м в другом месте. Таким образом, сегодня крайне актуальна максимально точная географическая привязка выявленных ценных природных территорий, причем и на самой ранней стадии планирования.
В 2011 г. под редакцией К. Кобякова коллектив авторов выпустил большую книгу «Сохранение ценных природных территорий Северо-Запада России. Анализ репрезентативности сети особо охраняемых природных территорий Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Мурманской областей, Республики Карелия и Санкт-Петербурга». Книга содержит обобщенные сведения по ценным природным территориям обследованного региона.
Основным достоинством издания является публикация прозрачной методики выявления ценных природных территорий разных типов и картографические данные по этим объектам четкими границами, которые теперь возможно (согласно действующему законодательству, во многих случаях обязательно следует) учитывать при планировании хозяйственной и природоохранной деятельности.
Электронный вариант книги представлен на Лесном портале Карелии (http://forest-karelia.ru/?id=108), электронный вариант картографических материалов публикации – на сайте некоммерческого партнерства «Прозрачный мир» (http://gis.transparentworld.ru/gapnw/).