Второй номер нашего журнала продолжает главную тему первого. Для привлечения авторов нам важно показать возможное разнообразие публикаций экологической направленности, соответствующих политике журнала.
В этом номере представлен широкий спектр объектов исследования ‒ от реакции опухолевых клеток на лечебные препараты до состояния природы в некоторых районах Вологодской области. Для экологии одинаково интересны пути изменения городских лесных сообществ и их компонентов (лишайников), правила географической изменчивости морфотипа и закономерности антропогенного влияния на репродукцию животных. Расширился круг работ, посвященных методике экологических исследований. Они представляют три важных для экологии (и по-прежнему «больных») темы: учет обилия животных, корректные приемы классификационных построений и репрезентативность статистических описаний экологических явлений.
Общим началом, объединяющим представленные статьи, служит провозглашенный журналом принцип — поиск закономерностей. Конечно, публикации в других периодических изданиях также вскрывают суть наблюдаемых феноменов (в чем и состоит смысл любой науки). Однако нам кажется важным требовать от авторов большей четкости в определении взаимосвязи изученных явлений, в обозначении экологического объекта исследования (генеральной совокупности). На наш взгляд, путь в направлении все более жесткой формализации экологических построений ведет к созданию количественной модели наблюдаемого явления. Модель же хороша тем, что предъявляет жесткие требования к входящей информации, фактам и идеям, в явной форме требуя установления первых и развития вторых. Это путь к ясному пониманию природы.
Нельзя сказать, что мы в полной мере применяли обозначенный критерий к представленным статьям. Для этого пока нет подходящих условий, например сложившихся традиций. Хочется думать, что развитие журнала их сформирует. Сделать это можно только при тесном сотрудничестве редакции с авторами и рецензентами. Здесь уместно еще раз призвать читателей нашего журнала становиться его авторами и тем самым поддержать его развитие.
Надо отметить расширение географии как авторов (Петрозаводск, Москва, Вологда, Томск, Уфа), так и рецензентов (Петрозаводск, Водопад Кивач, Москва, Санкт-Петербург, Берген). Остается надеяться, что эта тенденция будет устойчивой и что в обсуждение принципов экологического мышления и в установление принципов организации надорганизменных систем включатся исследователи иных областей и регионов.